Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон





















Яндекс.Метрика

Литмостратиграфическая схема палеогена Нижнекамчийского прогиба


Описываемая ниже литмостратиграфическая схема палеогена была составлена в результате исследования естественных обнажений по периферии Нижнекамчийского прогиба и прилегающих районов Болгарии, изучения кернового материала ряда глубоких скважин и, главным образом, электрокаротажных диаграмм.
Нижнекамчийский бассейн представляет собой передовой прогиб, отделяющий Восточные Балканы от Мизийской плиты. Он протягивается с запада-северо-запада на восток-юго-восток примерно на 70—80 км при ширине порядка 20—30 км. Примерно 1/3 (или даже 1/4) территории — это суша, а остальная, значительно большая часть находится в пределах акватории Черного моря. Суша достаточно детально изучена сейсморазведкой и глубоким бурением. Здесь пробурено порядка 70 скважин, материалы по большинству из которых нами использованы при литмостратиграфических исследованиях.
Прогиб выполнен мощной толщей (более 3000 м в пределах суши и более 5000 м в экваториальной части) палеогеновых отложений, представляющих главный объект поиска скоплений углеводородов. На суше в пределах ряда площадей (Нижнекамчийская, Криновецкая, Болгаревская и др.) из палеогеновых толщ получены полупромышленные притоки газа, а на поднятии Самотино-Море первая же скважина дала промышленный приток газоконденсата. В пределах прогиба подготовлен ряд достаточно контрастных поднятий (Юрий Годин. Самотино-Восток, Самотино-Mope и др.), образующих единый крупный Самотинский вал, представляющий первостепенный интерес для поисков промышленных залежей углеводородов.
В разрезах естественных обнажений достаточно обоснованно и уверенно снизу вверх выделяются три региональных стратома (циклита). разделенные перерывами и размывами: белославский (Б), камчийский (К) и самотинский (С).
Перенос модели регоциклитов (стратомов) с разрезов обнажений на разрезы скважин в подавляющем большинстве случаев не представлял особых затруднений, так как в керне скважин ярко выражены базальные слои регоциклитов с явными следами размывов. Это нашло свое отражение и на электрокаротажных диаграммах.
По керну скважин и электрокаротажным диаграммам в каждом из регостратомов выделено по нескольку зональных стратомов. Они обозначены снизу вверх римскими цифрами и начальной буквой от названия регостратома. Вследствие глубокого залегания белославского РГС, отложения, слагающие его, вскрыты немногими скважинами, чаще всего не на полную мощность. Поэтому в его составе не выделялись зональные стратомы.
В вышележащем, камчийском, регостратоме четыре зональных стратома (К-I, K-II, K-III и K-IV), а в самотинском — три (С-I, C-II, C-III).
Одной из особенностей стратиграфической схемы палеогена данного бассейна является отсутствие в ее составе литмостратиграфических (местных) подразделений — свит, серий.
Каждый из полных (неразмытых) зональных стратомов состоит из двух частей (гемистратомов) — нижней и верхней, которые помещены в схеме под такими же названиями.
Несмотря на значительные отличия в литологическом составе, мощностях и фациях, зональные стратомы (а тем более региональные) прослеживаются на всей изученной территории прогиба, кроме участков их размыва пли перерыва.
По стратиграфическому объему каждый из выделенных регостратомов превышает объем отдела, а зональный соответствует примерно объему одного подотдела. При определении стратиграфического объема и границ стратомов использованы результаты биостратиграфических исследований специалистов Болгарии (С. Джуранова и др.), опирающиеся на микропалеонтологические исследования Е.К. Шуцкой.
В пределах исследуемого района с некоторой долей условности выделено три основные структурно-фациальных зоны, разрезы которых различаются по литологическому составу, стратиграфической полноте и фациальному облику: зоны южного борта, центральной (приосевой) части и северного борта прогиба. Кроме того, судя по разрезам морских скважин Самотино-Море и Самотино-Восток, на востоке будет еще одна структурно-фациальная зона, но по ней пока очень мало данных, и в рассмотрение она не включена.
Белославский регостратом на схеме показан в объеме палеоцена, однако обе его границы выделены условно из-за отсутствия надежных биостратиграфических данных. Условно граница палеогена и эоцена показана и на официально принятой стратиграфической схеме Нижнекамчийского прогиба. Ее выделение основывается главным образом на хорошо выраженных признаках перерыва и размыва в ряде разрезов обнажений и скважин. Однако наличие перерыва не является основанием для проведения границ биостратиграфических подразделений.
Камчинский регостратом показан на схеме в полном объеме эоценового отдела и совпадает с выделением этого стратиграфического подразделения на существующей схеме. В его основании намечен зональный стратом К-I, который условно показан в объеме нижнего подотдела эоцена. Его выделение в объеме нижнего эоцена обосновано положением ниже аналогов отложений симферопольского яруса среднего эоцена. Возраст подстилающих отложений предполагается палеоценовым и обоснован немногочисленными данными биостратиграфическнх исследований.
Эрозионная поверхность максимально песчаной части разреза совпадает с биостратиграфической границей нижнего и среднего подотделов эоцена и с той или иной степенью уверенности прослеживается на всей территории, кроме зон его выклинивания в северной части прогиба. Отсутствие отложений нижнего эоцена на локальных участках прогиба показано и на стратиграфической схеме Болгарии. Общая мощность стратома меняется от 0 до 600 м. Внутреннее строение стратома изучено недостаточно, поскольку о его литолого-фациальном составе имеются лишь фрагментарные сведения.
Зональный стратом K-II показан на схеме в объеме среднего подотдела эоцена, границы которого на обеих схемах проведены также условно, поскольку биостратиграфические подразделения выделены на уровне подотделов. Ярусы и более дробные подразделения не выделяются, и потому точность выделения стратиграфических границ не обеспечена. Обе границы стратома эрозионные, что позволяет выделять и прослеживать его на всей территории. На стратиграфической схеме Болгарии, частично эрозионной, показана только нижняя граница среднего эоцена. Перерыва или размыва его верхней части не отмечается. Максимальная мощность стратома K-II превышает 400 м.
Зональный стратом K-III, как и два предыдущих, выделен условно в объеме отложений, сопоставляемых с куберлинско-керестинским горизонтом верхнего эоцена Крымско-Кавказской области. Нижнюю границу, по биостратиграфическим данным, более или менее обоснованно можно совместить с подошвой верхнего эоцена.
Отложения данного стратома залегают практически повсеместно с размывом на разных горизонтах K-II. В зоне А максимальный диапазон стратиграфического несогласия, здесь же минимальные мощности K-III (не более 250 м), вплоть до полного выклинивания. В значительной мере уменьшение мощностей происходит вследствие размыва регрессивной части, а в наиболее западных и северо-западных районах зоны — и прогрессивных частей регостратома.
В разрезах большинства скважин всех трех зон в основании циклита наблюдается базальная алевролито-песчаная пачка. Вверх по разрезу она сменяется глинами и мергелями прогрессивной части стратома значительной мощности.
Общая мощность K-III в зоне А изменяется от 0 до 250 м, в зоне Б — от 250—300 до 600 м и в зоне В — до 1200 м.
Зональный стратом K-IV выделяется примерно в объеме кумско-белоглинского горизонта верхнего эоцена (по схеме Е.К. Шуцкой и др. 1974 г.). Нижние, базальные слои стратома с размывом залегают на разных горизонтах K-III. По этой причине граница довольно резкая и уверенно следится в пределах всех трех зон прогиба. В основании стратома так или иначе выражены песчано-алевролитовые базальные слои сравнительно небольшой мощности (20—30 м), выше — мергели, глины.
В верхней половине стратома среди глин и мергелей появляются пачки алевролитов и песчаников. Верхняя граница эрозионная, поэтому мощности второй половины K-IV изменяются от нуля (в зоне А) до нескольких сотен метров (в зонах B и В).
Общая мощность K-IV также значительно меняется по площади района (из-за существенного размыва): от 0 (в зоне А) до 400—650 м (в зонах В и Б).
Самотинский регостратом формировался после значительного перерыва и сопровождавшего его размыва эоценовых отложений. Олигоценовый возраст его обоснован фаунистически. Кроме того, для олигоцена, в отличие от преимущественно карбонатных толщ эоцена, характерен терригенный тип разреза в пределах всей территории Нижне-камчийского прогиба. В разрезе самотинского РГС выделено три зональных стратома (снизу вверх): С-I, C-II, С-III.
Зональный стратом C-I распространен в основном в пределах зон А и Б и лишь частично в зоне В. По комплексу фораминифер его можно принять нижнеолигоценовым. Базальные, песчано-алевролитовые слои C-I с размывом залегают на отложениях K-IV, K-III и даже на К-I. По нашим данным, основанным на детальной корреляции разрезов скважин, этот циклит представлен только нижней, прогрессивной половиной. Верхняя половина повсеместно размыта. Представлена нижняя половина глинами, в различной степени алевритистыми и песчанистыми мощностью от 0 до 500 м (зона Б).
Зональный стратом C-II, как и предыдущий, в определенной мере условно считается нижнеолигоценовым. Его базальные песчано-алевролитовые слои повсеместно с размывом залегают на отложениях C-I (зоны А и Б) и разных горизонтах K-IV (большая часть территории зоны В). Нижняя, прогрессивная часть его представлена глинами. Верхняя половина сложена тоже глинами, но в различной степени песчаными и алевролитовыми. Граница между гемистратомами C-II по ГИС часто весьма отчетливая. Общая мощность C-II изменяется от 0 (в зоне B) до 200—350 м (в зоне А) и до 400 м (в зоне Б).
Зональный стратом C-III распространен почти повсеместно. Район отсутствия отложений C-III зафиксирован только в зоне Б, что связано с размывом. Данный зональный стратом, как и два вышеописанных, отнесен к нижнему олигоцену. Базальные песчано-алевролитовые слои циклита с размывом ложатся на разные горизонты C-II, а в зоне В — на K-IV. Вверх по разрезу они сменяются глинами нижней половины стратома, а затем, как и у C-II, глинами, в различной степени алевритовыми и песчанистыми.
На олигоценовых глинах с размывом залегают неогеновые образования, резко отличающиеся по литологическому составу, что всегда отчетливо фиксируется на электрокаротажных диаграммах. Общая мощность C-III изменяется от 0 до 500 м.
На Северном Кавказе (Дагестан, Чечено-Ингушетия и другие районы) в целом ряде обнажений (например, в районе перевала Алты-Богон, с. Ярыш-Морды и др.) можно наблюдать полный разрез данного регоциклита. Здесь нижняя, прогрессивная половина представлена олигоценовыми существенно глинистыми отложениями майкопской серии (ходумская свита). Вверх по разрезу появляются прослои и слои (до 2 м и более) песчаников.
Вероятно, с муцидокальской свиты начинается регрессивная часть РГЦ. Вверх по разрезу в районе с. Ярыш-Морды явно видно уменьшение значений коэффициента прогрессивности (регрессивная направленность). Финально-регрессивная часть здесь представлена очень ярко и полно чокрак-караганскими молассоидными песчаниками среднего и верхнего миоцена (рис. 44).

Из литмостратиграфической схемы видно, что в олигоцене осевая зона седиментации переместилась на северо-запад, а южная зона, где формировались максимальные мощности эоценовых стратомов, стала источником сноса.
При сравнении описанной схемы с опубликованной ранее очевидны следующие весьма существенные различия.
Литмостратиграфическая схема значительно детальнее схемы 1974 г. Нa ней в палеогене выделено три региональных и семь зональных литмо-стратиграфических подразделений, тогда как и на схеме 1974 г. внутри палеогена показано всего два тела. На литмостратиграфической схеме отражено восемь перерывов и размывов. Впервые показан их ранг (региональные и зональные). Из схемы видно, что нередко происходит наложение (резонанс) региональных перерывов на зональные, усиливающее эффект размыва. Нa схеме 1974 г. внутри палеогена показано всего два перерыва, а третий — на границе с неогеном.
Кроме зональных стратомов, на литмостратиграфической схеме показаны их половины (тринадцать), которые также важны для различного рода палеореконструкций.
Свиты, серии и другие литостратиграфические подразделения, как уже отмечалось выше, в разрезе палеогена болгарскими геологами не выделяются.
Такова краткая характеристика литмостратиграфической схемы палеогена Нижнекамчийского прогиба Болгарии.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: