Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон





















Яндекс.Метрика

Подходы к созданию модели унифицированной литмостратиграфической схемы нефтегазоносных территорий


Сопоставимость результатов — важнейшее условие развития науки. В настоящее время из-за отсутствия единого подхода к расчленению осадочных толщ нефтегазоносных бассейнов, разнобоя в понятийно-терминологической базе сопоставление данных по различным регионам и в целом по территории России, не говоря уже о сопоставлении с зарубежными бассейнами, чрезвычайно затруднено.
Одна из главных причин данного рода сложностей видится в отсутствии единой, унифицированной модели региональной бассейновой стратиграфической схемы. Именно она могла бы быть той реальной и достаточно надежной основой геологических сопоставлений и обобщений.
Исходя из вышеизложенных принципов литмостратиграфии, можно попытаться предложить модель такой унифицированной схемы.
В схеме любого региона (бассейна) целесообразно выделить две группы стратиграфических подразделений в соответствии с принципами и методами их выделения: I — биостратиграфические и II — литмостратиграфические. Первые в Стратиграфическом кодексе России отнесены к трем категориям. Это общие подразделения группы «основных комплексного обоснования». Никакой комплексности в их выделении по существу нет и не должно быть. Это биостратиграфические подразделения. Они включены в Стратиграфический кодекс России в качестве группы частного обоснования (зоны разных видов) и вспомогательных подразделений (слои с фауной и флорой). Литмостратиграфические подразделения — это слоевые ассоциации, выделяемые по самым различным признакам породных слоев и их сочетаний, связей, отношений (композиций).
В этом делении по принципу соподчинения (по горизонтали) в каждой из групп важно выделить главные, основные и вспомогательные подразделения. Это должно быть деление уже по принципу подчиненности понятий.
Так, в первой группе биостратиграфических подразделений по признаку значимости в расчленении и корреляции разрезов следует выделить основные и вспомогательные. Первая подгруппа — это «общие» стратиграфические подразделения (эонотема, группа, система, отдел, ярус, зона, звено) по Стратиграфическому кодексу России, а вторая — «частного обоснования» (зона разных видов) и «вспомогательные» (слои с фауной или флорой).
Аналогичные две подгруппы следует выделить и в составе литмостратиграфических подразделений (рис. 40). Оставим дальнейшее деление биостратиграфических подразделений бпостратиграфам и рассмотрим структуру и содержание литмостратиграфических подразделений.

Основные литмостратиграфические подразделения, как уже отмечалось выше, — это парахронолиты, породно-слоевые ассоциации, соответствующие циклитам, т. е. целостным во времени слоевым системам. Еще раз подчеркнем, что важнейшим признаком их выделения и отнесения к данной категории является связь элементов систем во времени. Чем выше ранг системы, тем относительней эта связь.
Вспомогательные литмостратиграфические подразделения — это слоевые системы или просто части, фрагменты слоевого пространства, выделенные по любым свойствам и признакам этого пространства. Признак связи во времени для этих подразделений не является существенным. Однако не исключено совпадение границ и объемов основных и вспомогательных литмостратиграфических подразделений хотя бы потому, что на границах целостных природных систем часто происходят резкие изменения множества признаков. Основные литмостратиграфические подразделения названы стратомами, а вспомогательные — стратономами.
В выделении и прослеживании тех и других используются как ставшие традиционными, так и новые методы. Это прежде всего геофизические исследования скважин и сейсморазведка, с помощью которых можно выделять гислитмостратоны и сейсмолитмостратоны, в том числе стратомы и стратономы. Методами, уже достаточно широко вошедшими в практику стратиграфических исследований, будут магнитостратиграфический и климатостратиграфический. Соответственно им и подразделения будут магнито- и климатостратиграфические. Все методы выделения как основных, так и вспомогательных литмостратиграфических подразделений можно разделить на два типа: геологические и геофизические.
В составе геологических можно наметить два класса подразделений, выделяемых по вещественно-структурным и климатическим признакам.
В составе основных геофизических подразделений намечаются те же два класса, а во вспомогательных — еще и магнитостратиграфические подразделения. По мере развития геофизики будет увеличиваться число подразделений того или иного геофизического обоснования. При этом очень важно не подгонять их под какие-либо, в том числе основные, а понять взаимоотношение с ними.
Эту процедуру в создании унифицированной модели региональной, стратиграфической схемы вполне можно назвать классификационной.
Следующая процедура — таксономическая. Если в основных биостратиграфических подразделениях таксономия считается общепринятой, хотя, по нашему мнению, и недостаточно совершенной и законченной, то для литмостратиграфическнх подразделений она только создается, формируется. Фрагменты ее были изложены выше и здесь лишь остается включить (поместить) в общую модель региональной стратиграфической схемы.
Говоря о таксономии литмостратиграфическнх подразделений, следует еще раз подчеркнуть, что свойством иерархичности в строгом смысле этого понятия обладают целостные, системно-целостные объекты исследования. Номинальные объекты исследования, если их объемы и границы не совпадают с таковыми целостных систем, не обладают этим свойством. Во втором случае можно говорить в лучшем случае о квазииерархии.

Итак, стратомы — это циклиты, которым присуща иерархия. В соответствии с ранжировкой циклитов можно выделить семь следующих основных стратиграфических таксонов: эле-, тем-, зон-, рего-, нексо-, гал- и тригалстратомы (рис. 41). На практике приходится иметь дело лишь с двумя-тремя таксонами, поэтому не следует пугаться кажущегося множества новых терминов.
Так, интересы нефтяников Западной Сибири связаны с зональными и региональными стратомами. В Лено-Тунгусской нефтегазоносной провинции Сибирской платформы интерес нефтяников ограничивается пока регостратомами.
В каждом из стратомов любого таксона выделяются две части (половины, противоположности) — нижняя и верхняя. В случае необходимости в составе частей можно выделить элементы, не являющиеся стратомами (или их частями) более низкого (подчиненного) ранга.
В структуре стратономов также можно выделять части (нижняя, верхняя) и элементы в необходимом количестве (рис. 42; см. табл. 2).

Как известно, нефтегазоносные территории делятся но масштабу и структуре на следующие подчиненные подразделения: месторождение — район — зона — область — бассейн (провинция) — пояс нефтегазоносный. Следовательно, и стратиграфические схемы нужны для каждого из этих нефтегазоносных таксонов.
В Стратиграфическом кодексе России выделяются три категории, в названиях которых отражен масштаб: общие, региональные (горизонт с фауной, флорой) и местные. Однако если посмотреть на основание деления категорий, то окажется, что оно разное. Первые две выделяются на биостратиграфической основе, а третья — это литостратиграфические (серия, свита, комплекс). Явное нарушение логической процедуры классифицирования. В практике нефтепоисково-разведочных и эксплуатационных работ безусловно существует необходимость в составлении своих литмостратиграфическнх схем по каждому из вышеперечисленных таксонов нефтегазоносных подразделений.
Для каждого месторождения и тем более района составляются своп стратиграфические схемы. В Западной Сибири нефтегазоносный район — это, как минимум, площадь структуры 1-го порядка, свода, мегавала или даже нескольких крупных положительных и отрицательных структур.
Так, Вартовский район — это Нижневартовский свод и бортовые части отрицательных структур (прогибов, впадин). Сургутский нефтегазоносный район — это тоже одноименный свод и значительные территории, прилегающие к нему, со сходным строением разреза и нефтегазоносности. Общеизвестно, что наряду со сходством разрезов этих районов, входящих вместе с Салымским районом (тот же принцип выделения) в единую Среднеобскую нефтегазоносную область, имеются и существенные отличия.
Так, до сих пор существуют разногласия по поводу корреляции основных продуктивных горизонтов групп А и Б неокома. И эти разногласия отражены в добавлении к обозначениям начальных букв: В — Вартовский район и С — Сургутский район (БB1 — БC1; AB7 — AC7 и т. д.).
В последнее время, исходя из клиноформной природы зональных циклитов и продуктивных горизонтов, связанных с ними, устанавливается значительное несоответствие порядковых номеров стратиграфическому положению пластов в разных структурно-фациальных зонах.
В различных районах Лено-Тунгусской провинции в случае подобной неуверенности (а иногда и административно-ведомственного волюнтаризма) продуктивным горизонтам присваиваются различные собственные названия. Так, один и тот же продуктивный горизонт в основании мотской серии имеет три названия: марковский (Марковское месторождение), ярактинский (Ярактинское, Аянское, Дулисминское, Даниловское, Верхнечонское месторождения), хамакинский (Центрально-Талаканское, Озерное месторождения). Стратиграфически выше расположенный горизонт на территории Иркутской области назван парфеновским, а в пределах ЯАССР — ботуобинским.

Все это убеждает в том, что по масштабу литмостратиграфические схемы могут быть местные, включающие локальные и районные (рис. 43), т. е. схемы месторождений и районов; региональные, состоящие из зональных (зона нефтегазоносная) и собственно региональных, в составе которых при необходимости могут быть выделены и субрегиональные (для нефтегазоносных областей). Собственно региональная схема — это схема региона нефтегазоносной провинции, бассейна в целом.
Как следует из работ, главным образом, зарубежных исследователей, литмостратиграфические подразделения и схемы могут быть межрегиональными (межбассейновыми) и даже глобальными (общепланетарными). Ряд зарубежных исследователей высказывается даже о вполне реальной возможности разработки международной геохронологической шкалы для всего фанерозоя на сейсмостратиграфической основе.
В нашем распоряжении пока нет материалов собственных исследований или обобщений литературных данных с однозначными выводами на этот счет. Вначале нужно составить достаточно обоснованные региональные, бассейновые литмостратиграфические схемы, а затем уже решать вопрос о межрегиональном глобальном значении литмостратиграфических исследований и правомерности соответствующего масштаба схем. К тому же глобальные схемы, составленные на рассматриваемой основе, это уже, скорее, область литмосферостратиграфии.
Рассмотренная модель литмостратиграфической схемы может быть рекомендована для апробации в качестве проекта основы унифицированной литмостратиграфической схемы любых нефтегазоносных бассейнов. Важность ее в том. что она может быть исходным пунктом создания унифицированной исследовательской программы по выявлению закономерностей размещения и условий формирования скоплений углеводородов в пределах крупных регионов земного шара.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: