Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон





















Яндекс.Метрика

Важность стратиграфических исследований в решении вопросов геологии нефти и газа


В практике нефтепоисковых работ известно немало случаев, когда поиски залежей углеводородов задерживались из-за неразработанности стратиграфии продуктивных объектов, неверных представлений на пространственно-временные взаимоотношения породных тел, в том числе нефтегазоносных горизонтов, ошибочных региональных стратиграфических схем. Одним из ярких примеров последнего может служить официально принятая MCK России схема стратиграфии неокома Западно-Сибирской провинции. Как известно, именно с отложениями данного возрастного диапазона связаны основные разведанные и потенциальные запасы жидких углеводородов провинции. Этим определяется важность разработки детальной и непротиворечивой стратиграфической схемы неокома.
Устаревшие каноны стратиграфии приводят к тому, что официально принятая стратиграфическая схема существует сама по себе, а схема, по которой работают производственные геологические организации, — независимо от нее. Подобное явление наблюдается в Западной и Восточной Сибири, в Предкавказье и других нефтегазоносных регионах.
Углублению этого противоречия способствует и то обстоятельство, что, несмотря на резко (по некоторым регионам невероятно резко) возросшие объемы бурения, число стратиграфов, палеонтологов-стратиграфов неизменно сокращается. Они не успевают за темпами бурения и нередко ограничиваются исследованиями разрезов естественных обнажений. К тому же работать с керновым материалом гораздо сложнее, чем с естественными обнажениями. Керн отбирается, как правило, только из продуктивных отложений, что составляет не более 10 % (редко 15 %) от общей мощности разреза. Да и выход его обычно неполный.
Таким образом, немногочисленные стратиграфы-профессионалы хорошо знают стратиграфию разрезов естественных обнажений, которые, как правило, находятся по периферии бассейна, в его обрамлении и не отражают литолого-фациальную картину и стратиграфическую ситуацию внутренних областей, т. е. тех, где ведутся поисково-разведочные работы на нефть и газ.
В то же время геологи-нефтяники, не зная стратиграфии разрезов естественных обнажений (для них исследования обнажений — «непозволительная роскошь», «экзотика»), пытаются сами создавать стратиграфию внутренних областей, нередко вступая в антагонистические противоречия со стратиграфами-профессионалами академических учреждений.
Нефтяники склонны больше доверять промыслово-геофизическим данным по скважинам, а в последние годы и сейсморазведочным (сейсмостратиграфическим, сейсмолитмологическим), чем палеонтологическим. А геофизическими методами стратиграфии традиционные стратиграфы, биостратиграфы часто не владеют. Вот тот клубок противоречий, который катится по наклонной и не позволяет конструктивно решать многие вопросы региональной (местной) стратиграфии нефтегазоносных бассейнов.
Как уже отмечалось выше, скопления углеводородов, их основные концентрации связаны со слоевыми ассоциациями, приспосабливая свою форму к их структуре. Поэтому вопросы стратиграфии, литмостратиграфии чрезвычайно важны. В этом смысле литмостратиграфия является основой, фундаментом нефтяной литмологии (и геологии в целом). Литмостратиграфия — это один из основных структурных аспектов общей и нефтяной литмологии.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: