Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон





















Яндекс.Метрика

Принципы и подходы к классификации наук вообще и геологии в частности


Сложность классификации наук о Земле, в том числе общей нефтяной литмологии, усугубляется отсутствием разработанных принципов и правил классификации наук вообще.
Как уже отмечалось ранее, в процедуре классифицирования две основные операции: группировка и деление. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» для группировки наук (хотя он это называл классификацией) использовал принцип субординации (иерархии, уровней организации). Материя, ее форма движения субординированы, поэтому, выделяя различные формы ее движения, а среди них «высшие» и «низшие», он выделял и соответствующие им науки, иерархию наук. Сама субординация осуществлялась с использованием (в неявном виде) принципа общности. Па наш взгляд, ничего более конструктивного в процедуре классифицирования наук до сих пор не предложено.
Принимая за основу эти два принципа, можно представить следующую иерархическую группировку наук. Вершиной иерархической организации наук будут абстрактные, отличающиеся наивысшей степенью общности, т. е. присутствующие везде, во всех науках всех уровней. Это философия, логика и методология (рис. 22). Вероятно, в будущем эти науки сольются воедино, образуя некую метафилософию.

Следующая по степени общности наука — математика. Как уже отмечалось ранее, при выделении математики принцип субординации («включает» или «выключается») часто не срабатывает. Хотя математической методологии и философии не существует (возможно, пока), есть математическая логика. Это некоторая логическая сложность, требующая своего разрешения. В определенной мере условно математика показана на схеме, наряду с философией, логикой и методологией в составе группы абстрактных наук, но несколько ниже их (см. рис. 22).
Далее по степени общности выделяются науки об объектах-носителях (представителях) основных уровней организации (и движения) материн, т. е. интегрирующие науки, которые сами по себе, как и исследуемые ими объекты, иерархичны. Эго химия, физика, биология, геология и т. д.
Самостоятельный природный целостный объект — самостоятельная интегрирующая наука: атом — атомная физика, клетка — цитология, растительный мир — биология п т. д. Структурный (пообъектный)) принцип иерархической группировки паук, если не осознанно, то интуитивно, действует безотказно в формировании наук. Его даже можно назвать законом рождения интегрирующих наук. Как только открыт (или осознан) новый целостный природный объект — формируется новая интегрирующая наука или осознается ее статус, если она уже существовала. Геология (геономия, по терминологии В.В. Белоусова) — одна из основных интегрирующих наук естествознания, занимающая определенное место в их иерархии. Б.М. Кедровым вопрос о месте геологии в ряду наук естествознания рассмотрен специально.
Интегрирующие науки являются теоретическими и фундаментальными. Главная цель фундаментальной пауки — создание общей теории объекта исследования на базе интеграции знаний о нем. Раскрытие законов природы объекта и формулирование их на языке науки, создание ее понятийной базы и т. д. и есть создание теоретического фундамента науки.
Классификация, систематика и номенклатура наук геологии разработаны весьма слабо. Число наук и научных направлений в геологии приближается к 200. Вопрос о их статусе непраздный. Основные, фундаментальные теоретические науки должны иметь соответствующие и моральную поддержку, п материальную базу. На практике нередко прикладная наука или наука-метод — важная, но не фундаментальная — претендует на роль теоретической, интегрирующей. Если во главе такого направления стоит авторитетный исследователь, может произойти перекос, способный па какое-то время (мотет быть, даже длительное) затормозить развитие фундаментальной науки. История науки, в том числе геологии, полна свидетельств того, что новое направление, чтобы утвердиться, бывает неоправданно агрессивным, экспансивным по отношению к другим наукам. Поэтому точное определение статуса науки, ее места и соотношения с другими науками весьма важны для ее собственного развития и не менее значимы для практики.
Еще раз подчеркнем, что геологии, в соответствии с познавательным принципом структурной ориентации и системной целостности, наука прежде всего о целостных телах-системах геологической природы.
Исходя из того, что геологические тела делятся на экзо- и эндогенные, геологию тоже следует разделить на экзогенную и эндогенную. Как известно, экзо- и эндогенные образования весьма существенно отличаются по всем параметрам: веществу, структуре, процессам, условиям образования (и преобразования) и своей природе, поэтому деление геологических наук на две группы вполне обосновано.
В природе не всегда существуют резкие границы. Часто наблюдается чередование, внедрение, смешение тел различной природы. Поэтому правомерно выделение «промежуточных» тел и наук о них. Соответственно и полезные компоненты этих тел будут исследоваться специальными прикладными науками (рис. 23).

В соответствии с принципом субординации (иерархии) «стержень» геологии составляет «иерархическая лестница» соподчиненных теоретических наук, интегрирующих знание об основных объектах геологии. Это минералогия (все о минералах), литология (знание о породных телах) и литмология (все о породно-слоевых ассоциациях). С выявлением других целостных объектов геологии эта «лесенка» соподчиненных интегрирующих наук, безусловно, будет продолжена (но не до бесконечности). В качестве более или менее ясных объектов и наук следующих уровней выступают соответственно литмосфера и литмосферология; литосфера и литосферология. Таким образом, литмология — одна из интегрирующих наук геологии.
Следующий уровень и принцип группировки наук попредметный: самостоятельный предмет, аспект исследования — самостоятельная наука. Как известно, аспектов, а следовательно, и предметов исследования у любого целостного объекта множество. Ho любое множество не равноценно, поэтому важно найти, прежде всего, существенные, основные предметы исследования. У геологических (биологических и многих других) объектов их четыре: вещественный (из чего состоит объект), структурный (как устроен), динамический (как образовался) и генетический (почему) (рис. 24). Это и четыре класса основных наук геологии (в том числе литмологии), формирующихся по основным предметам исследования. Этот подход к группировке наук был назван принципом тетраединой структуры познания геологии.

В основании группировки наук еще одного уровня может быть свойство, т. е. это науки, изучающие свойства предметов, объектов того или иного уровня организации. Это, как правило, свойства вещества и процесса. Менее принято говорить о свойствах структуры и генезиса.
И наконец, еще одна группировка наук по методам исследования (вещества, структуры, процесса и генезиса) объектов различного уровня организации (УО).
Ранее отмечалась одна из особенностей наук-методов: являясь интегрирующей наукой объекта какого-либо УО, она становится методом (точнее, наукой-методом) для других наук, изучающих объекты более высокого УО. Так, химия, физика и другие науки, являясь фундаментальными и интегрирующими, па соответствующих уровнях становятся науками-методами биологии, геологии и многих других. Иногда роль того или иного метода на каком-либо этапе так велика, что он многими принимается за основную науку. Так было с геофизикой и геохимией в геологии. Переоценка роли метода и особенно подмена им науки — явление далеко не безобидное, так как может задержать ее развитие, сделать однобоким.
Следует отметить некоторую двойственность роли метода в науке. С одной стороны, науки-методы как бы завершают иерархическую лестницу наук, а с другой — они пронизывают все пауки (см. рис. 22), т. е. они — атрибут наук любого уровня.
Группировка наук по рассмотренным принципам показана в виде некоторой системной иерархической модели (см. рис. 22).
Любые фундаментальные теоретические разработки рано или поздно используются в практике. Часто практика, социальные потребности диктуют и стимулируют теоретические разработки. Социальный заказ является, как известно, мощным стимулом развития науки. Бывает и наоборот — когда открытие опережает потребности практики и какое-то время не находит применения. Так, например, было с открытием радиации.
Науки, использующие теоретические разработки фундаментальных интегрирующих наук как бы в готовом виде для самых различных нужд и целей, принято называть прикладными. Суть этой группы наук отражена в самом названии. Открытые законы природы, общества, теоретические разработки, выявленные свойства природных объектов исследования применяются («прикладываются»), используются для решения практических задач.
Геология, являясь фундаментальной теоретической (интегрирующей) наукой естествознания, в то же время одна из самых практических наук. Она и возникла, в значительной мере, из нужд практики, потребностей человека в полезших ископаемых, необходимости знания закономерностей их размещения, организации поиска и добычи. Прикладную геологию интересуют знания о полезных компонентах геологических тел, их полезных свойствах, вопросы разработки теории оптимального поиска и эксплуатации, так называемых полезных ископаемых. Хотя, в принципе, любое геологическое тело может быть полезным ископаемым. Последние представляются как бы «телами в телах». Следовательно, объектом исследования прикладных наук геологии являются «тела в телах» и сами геологические тела.
Резюмируя вышесказанное, можно представить следующую обобщенную структурную модель геологии.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: