Главная
Новости
Статьи
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон





















Яндекс.Метрика

Нексоциклиты


Региональные циклиты, как уже отмечалось, представляют важное звено в иерархической организации литмосферы. В платформенных областях, занимающих не менее 70 % площади континентов, они имеют вполне обозримую мощность (десятки и первые сотни метров), а потому удобны, доступны для непосредственных, визуальных наблюдений и исследований в разрезах естественных обнажений, карьеров, скважин. Нередко РГЦ выделяются как формации (А.Г. Бабаев, А.Н. Лебзнн и др.), свиты, структурные подразделения, региональные комплексы и т. д. Однако не менее важно выявить полностью иерархическую структуру литмосферы, а следовательно, ответить на вопросы: что собой представляет слоевая система следующего за РГЦ ранга? как подойти к ее выделению?
Прежде всего нужно исходить из общего определения циклита как целостной во времени формирования слоевой системы. Элементами ее являются РГЦ. Следовательно, необходимо выявить их направленность и непрерывность (в данном случае относительную) формирования. Последнее свойство должно найти отражение в характере границ: постепенные, «непрерывные» — внутри системы и резкие (более резкие, чем у РГЦ) — на границах. Как и целостные системы «низшего» ранга, они должны обладать двуединым строением. Слоевая система следующего ранга должна представлять собой ряд не менее чем из трех РГЦ: полтора — одна часть и полтора — другая. Нo неясно, представляет ли союз регоциклитов определенное, постоянное их количество пли оно как-то закономерно меняется во времени. Если меняется, то как, по каким законам и в каких пределах? Нa эти и другие вопросы пока нет однозначных ответов. Одной из причин сложности исследований этого, а тем более следующих рангов циклитов является их масштабность. Даже в платформенных областях они имеют значительные (сотни и более тысячи метров) мощности, стратиграфический объем порядка двух геологических систем и поэтому, как правило, их невозможно исследовать в едином, непрерывном разрезе. Принцип «от печки» здесь почти не срабатывает, и мы вынуждены собирать такую систему по фрагментам наблюдений из отдельных РГЦ.
Для слоевой системы рангом выше регоциклита был вначале предложен термин макроциклит. Позже использовался, как нам представляется, более ориентирующий термин — нексоциклит, образованный от латинского necsos —союз, связь.
Представляется, что правила выделения нексоциклитов (НЦ) те же, что и более низкого ранга: направленность и непрерывность изменения существенного свойства от элемента к элементу, характер границ между ними и двуединое строение системы. В качестве элементов этой системы выступают региональные циклиты. Следовательно, перечисленные правила выделения НЦ относятся к ним. Однако при этом возникает ряд трудностей, в том числе такой вопрос: что взять в качестве существенного структурно-вещественного свойства элемента, т. е. РГЦ, чтобы по нему определить (выявить) направленность и непрерывность, характер границ? Использование такого показателя, как коэффициент прогрессивности, не всегда возможно, так как регрессивные части РГЦ часто размыты (нередко полностью) и значения Kп не будут отражать истинной, первоначальной картины соотношения частей РГЦ. Данный признак можно использовать для разрезов, где размывы отсутствуют или не имеют существенного значения. При этом может нарушаться закономерное изменение Kп в интервале разреза некомпенсированного, дефицитного осадко-накопления (баженовская свита Западной Сибири, куанамская свита Сибирской платформы, доманик Русской платформы и др.). В данной ситуации влияние размывов можно исключить, используя другой количественный показатель — коэффициент приращения мощностей прогрессивной части РГЦ (Kпм):
Нексоциклиты

(П2 — мощность прогрессивной части какого-либо РГЦ; П1-мощность прогрессивной части нижележащего РГЦ).
Иногда Kп и Kпм, неплохо дополняя друг друга, дают возможность уверенно выявить направленность процесса седиментации, отражающегося в направленном изменении структуры РГЦ.
Однако для интервалов некомпенсированного, дефицитного осадконакопления необходимо вносить соответствующие расчетные поправки. В определенной мере при выделении НЦ и обосновании его внешних и внутренних границ целесообразно использовать и другие, дополнительные правила, например правило литмологического ряда. Если вещество, структура, наряду с направленностью, меняются на границах частей РГЦ у циклитов более низкого ранга, то в НЦ эти изменения, тем более должны проявляться.
Поскольку стоит задача выявления связи РГЦ во времени (и пространстве), то исследовать необходимо не отдельные разрезы того или иного района, а региона (или даже смежных регионов). И здесь очень важным становится такой структурно-региональный признак, как направленность изменения площади РГЦ, его частей и их соотношений и др.
Таким образом, можно предложить использование одновременно нескольких показателей и коэффициентов, отражающих направленность ii непрерывность изменения площади.
1) График изменения площадей РГЦ.
2) График изменения коэффициента приращения площадей РГЦ (Kпп):

где П1, П2 — площади соответственно нижнего и верхнего РГЦ.
3) График изменения площадей прогрессивных частей РГЦ.
4) График коэффициента прогрессивности изменения площади (Кпп):

где Пп, Пр — площади соответственно прогрессивной и регрессивной частей РГЦ.
5) График коэффициента приращения площадей, занимаемых прогрессивными частями РГЦ:

где Пп2 — площадь прогрессивной части одного РГЦ;
Пп1 — площадь прогрессивной части нижележащего РГЦ.
Использовать весь набор коэффициентов и графиков важно лишь на первом этапе, а затем необходимо отобрать из них наиболее эффективные, хорошо работающие.
Этот прием сходен с традиционным подходом построения графиков трансгрессий и регрессий, которым пользовались многие исследователи. Существенное различие заключается в том, что для построения традиционных графиков трансгрессий и регрессий необходимо вначале построить набор литолого-фациальных и палеогеографических карт, выполняемых обычно крупным научным коллективом (или несколькими). К тому же фациально-палеогеографические карты всегда несут значительную долю условности, домысла и строятся они по искусственно выбранным стратиграфическим уровням (срезам), часто «режущим» геологические события (историю) по «живому».
В предлагаемом подходе используется объективный структурный признак — площадь циклита или гемициклита.
Вначале можно строить графики, используя не карты (и площади по ним), а профили, выбрав наиболее информативный (достаточно изученный) по поперечному профилю участок. При ограниченном материале целесообразно попытаться это сделать даже по одному борту, но всегда при одном и том же площадном ограничении. Естественно, чем меньше данных, тем ниже достоверность выводов. Этими приемами выявляются направленность и непрерывность изменения существенного структурного свойства от элемента к элементу.
Непрерывное изменение направленности существенных структурных признаков в сочетании с данными по литмологическим рядам позволяет выявить две части («перелом» в направленности, середину) нексоциклита. Построение карт изопахит РГЦ и их частей, геологических и палео-геологических профилей дает возможность выявить и откартировать площади перерывов и размывов осадконакопления. Построение графиков площадей перерывов и размывов, а также их приращений (от одного РГЦ к другому), наряду с выявлением направленности и непрерывности, позволяет наметить внешние границы нексоциклита.
Ослабление интенсивности связи или разрыв ее (во времени) между РГЦ на границах НЦ нередко проявляется в выпадении из разреза за счет размыва и перерыва одного или даже нескольких РГЦ на значительной части территории бассейна.
Пользуясь этими приемами и правилами, в явном или неявном виде в исследованных разрезах, часто обнаруживали, что союз представлен девятью РГЦ: 4,5 в прогрессивной и 4,5 в регрессивной частях. Начало регрессивной половины нексоциклита — это регрессивная половина пятого РГЦ. Так, в разрезе юры Западно-Сибирского бассейна это три прогрессивных РГЦ в составе континентальной тюменской свиты (нижние + средние и отчасти верхнне юрские отложения) и 1,5 в разрезе келловей-волжских (васюганская + георгиевская + баженовская свиты) отложений. В составе венд-кембрия мотской серии Сибирской платформы также 4,5 РГЦ (хужирский, шаманский, иркутский, урикский и шанхарский) представляют прогрессивную половину венд-кембрийского НЦ.
Для регрессивного литмологического ряда венд-кембрийского НЦ характерно наличие солей в регрессивных частях РГЦ. которых тоже 4,5. Столько же их в неокомском разрезе Западной Сибири. Видимо, эта группировка по девять РГЦ в систему более крупного ранга не случайна.
Если девять РГЦ умножить на их продолжительность — 8 —10± + 2 млн лет, то получится расчетная продолжительность НЦ в 80—100 млн лет; соответственно 1/2 НЦ — 40—50 млн лет. Последние цифры примерно соответствуют средней продолжительности геологических периодов (систем).
Союз девяти РГЦ пока остается гипотезой, требующей проверки и подтверждения на более широком материале. Ясно одно, что если это не девятка, то какое-то близкое к ней нечетное число (7 или 11).
В значительной мере гипотетически па теоретическом, а не практическом материале в обобщенном разрезе фанерозоя можно предполагать наличие шести HЦ примерно в следующих стратиграфических интервалах: венд — кембрий, ордовик — силур, девон — карбон, пермь — триас, юра — неоком, апт — неоген. Четвертичные отложения, видимо, начало нового, седьмого НЦ.
Из опыта и практики исследования конкретных разрезов следует, что одни границы (нижняя граница венда, ордовика, девона, юры, антропогена) резкие, очевидные, другие — менее резкие. Вероятно, это связано с тем, что первые являются внешними границами циклитов следующего ранга, а вторые внутренними. Так, например, менее резкими границами из непосредственно исследованных являются границы между юрско-неокомским и апт-неогеновым нексоциклитами. В разрезах Западной Сибири на этом стратиграфическом уровне размыто до 5—7 продуктивных горизонтов группы А (в пределах сводов и мегавалов). Базальные слои аптской (кошайской) трансгрессии маломощны (пласт A1) и представлены алевролитами с линзами песчаников и глин.

Нa Северном Кавказе (разрезы в районе с. Гергебиль) нижние базальные слон апт-неогенового НЦ представлены сравнительно маломощным (0,5—0,7 м) гравийно-галечниковым слоем с массой крупных (до 5—7 см в диаметре) фосфатных стяжений и многочисленными обломками (нередко окатанными) фауны (в том числе аммонитов, белемнитов) трех зон нижнегo апта. Эти конденсированные слои широко распространены на Кавказе и описаны в литературе (рис. 20). В районе Кисловодска это достаточно мощные слон песчаников, переполненные аптской фауной, залегающие на красноцветах баррема («Красные камни»). В Ферганском бассейне (район Исфары) этот нексоциклит начинается с апт(?)-альбских конгломератов муянской свиты, залегающих с резким угловым и стратиграфическим несогласием на юрских отложениях. В Афгано-Таджикском бассейне (наблюдения в районе р. Бабатаг, недалеко от лепрозория и др.) базальные слои данного нексоциклита представлены серыми, желтовато-серыми морскими песчаниками (несколько метров), ошибочно относимыми к верхам кызылташской (красноцветной) свиты. Они залегают явно с размывом на красноцветах данной свиты, венчающих регрессивную часть нижележащего нексоциклита. Комплексное изучение границ нексоциклитов, прежде всего всех известных разрезов естественных обнажений, важно и необходимо не только для решения вопросов литмологии, но и для понимания истории Земли, причин ее циклического развития.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: