Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017





Яндекс.Метрика
         » » Основные термины и понятия гео-литмологических классификаций

Основные термины и понятия гео-литмологических классификаций

16.10.2017

Прежде чем дать определение классификации, представляется методологически важным использовать тот же прием, что и для определения наук. т. е. ответить на вопросы, что является объектом, предметом, целью и задачами классифицирования и классификации. При этом следует заметить, что во многих определениях понятия классификация и классифицирование не различаются. Большинство исследователей под классифицированием понимают процесс, процедуру построения классификации. С.С. Розова классифицированием называет процесс пользования уже готовой, построенной классификацией, отделяя его от процесса построения классификации. В таком разведении понятий (построение и пользование построенным) явно есть смысл, так как правила и принципы той и другой процедуры должны быть различными.
С.С. Розова предлагает для двух понятий два термина: процедура построения классификаций п классифицирование (процедура пользования ими). Понимая определенную логичность предлагаемого ею, хотелось бы привести следующие контрдоводы. Первый термин точен, но громоздок. Многие (если не подавляющее большинство исследователей) в явном или неявном виде в термин «классифицирование» вкладывают именно смысл построения классификаций. Видимо, это содержание целесообразно и оставить за ним. Объединить два понятия — процедуру построения классификаций и пользование ими — в одном термине «классифицирование» тоже нецелесообразно по указанным выше причинам. Следовательно, для процедуры использования классификации необходим другой термин. Возможно, нм мог бы стать давний и до сих пор неопределенный термин «систематизация» (или систематика).
Таким образом, под классифицированием условимся понимать логическую процедуру построения классификации, а под систематизацией (систематикой) — процедуру приведения в систему множества объектов, предметов и т. д. на основе какой-либо принятой классификации, т. е. процедуру использования готовой классификации.
Анализ множества опубликованных определений классификации (и классифицирования) как в различных словарях, энциклопедиях, так и в специальной литературе позволил прийти к выводу о том, что наибольшим «удельным весом» обладают входящие в них термины, такие как «множество», «деление», «группировка». Вероятно, эти три понятия и должны стать фокальными, узловыми точками («фокальной триадой») каркаса определения классификации.
Объектом классифицирования является множество, предметом — группировка и деление как диалектические противоположности, осмысливаемые лишь в своем единстве (рис. 8).

Основная цель классификации — организация знаний, состоящая в получении нового знания, компактной организации его хранения и трансляции. Задач может быть множество, но все они должны быть подчинены единой цели — организации знания.
Говоря о задачах в теории классифицирования, Ю.А. Воронин акцентирует внимание на четырех моментах: постановке, обосновании, решении и оценке качества решения задач. При этом он подчеркивает, что исследователи, различно понимающие задачи, не могут сотрудничать в классификационном движении. Свое понимание этих отправных моментов он разъясняет достаточно обстоятельно.
Исходя из вышеизложенного, классификацию можно представить в виде семантического тетраэдра (см. рис. 8) и дать следующее определение.
Классификация — это результат логической процедуры классифицирования — группировки и деления множества (объектов, предметов, свойств, состояний, процессов, признаков и т. д.) с целью организации знания — получения нового знания (включая прогноз, предсказание и ретросказание, предвидение), компактного его хранения и трансляции.
Оговорка в самом начале определения о том, что классификация — это логическая процедура, видимо, необходима, чтобы придать ему характер методологического инструмента познавательной деятельности. Ведь группировка и деление имеют место не только в логических процедурах, но и во всем многообразии явлений, процессов окружающей нас действительности, живой и неживой природы. Невольно напрашивается предположение, что группировка и деление, возможно, фундаментальные свойства материи вообще. И не потому ли исследователей всех отраслей знаний волнует данная проблема, что в ней скрыты тайны природы материн? Ведь создание удачной естественной классификации означает и раскрытие закона природы. В Советском энциклопедическом словаре так и записано: «Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности». «...Главная ценность естественных классификаций состоит в их огромной эвристической мощи. Обнаружить естественные классы значит создать предпосылку для открытия законов природы, для глубокого и всестороннего изучения исследуемой действительности». В то же время плохо построенная, ошибочная классификация, как известно, — самый богатый источник заблуждений и ошибок.
С.С. Розова в монографии «Классификационная проблема в современной науке», подводя итог анализу классификации как продукта познания, отмечает следующее: «Остается неясным, является ли классификация действительностью человеческих знаний, человеческих представлений и понятий, их системой, в которой отражается какая-то сторона объективного мира, или классификация — это действительность самой природы, ее определенная организация, которую мы и называем классификацией». И далее: «Неясно, наконец, в каком отношении находятся классификации природных явлений, созданные в науке, к организации самой природы, т. е. классификация — феномен жизни человека или явление природы?».
Следует обратить внимание еще на один момент. Есть немало публикаций, в которых классификация рассматривается не только (и даже не столько) как результат логической процедуры, но и как процесс деления чего-либо. Так, например, классификацией называется «разделение частиц измельченных полезных ископаемых на два и более однородных по крупности или массе продукта (класса)».
He углубляясь в эту весьма дискуссионную проблему, подчеркнем еще раз, что здесь и далее классификация понимается в узком смысле, как результат логической процедуры классифицирования.
Классиология — это учение (наука) о классификациях, классифицировании и систематике. Термин предложен сравнительно недавно В.Л. Кожарой и принимается пока, как и все новое, далеко не всеми. Автору он представляется вполне приемлемым, отвечающим основным требованиям терминообразования. Термин образован на греко-латинской основе (klassis — от латинского разряд, класс и logus — от греческого мысль, разум, слово), ориентирующий (на содержание), достаточно краткий, эвристичный и благозвучный.
Объектом класснологии является классификация (и классификации). Предметами — структура (в широком смысле, т. е. организация, ее законы), процесс (образования, построения, формирования и пользования) и генезис классификаций.
Цель классиологии — создание законов и теории классифицирования в широком смысле (классифицирования и систематики).