Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017





Яндекс.Метрика
         » » Роль методологии на современном этапе развития геологии

Роль методологии на современном этапе развития геологии

16.10.2017

В развитии любой науки неизбежно наступает период перенасыщения фактами и возникает острая необходимость в осмыслении накопленного эмпирического багажа науки. Обычно эту роль выполняла философия, адаптированная к специфике, целям и задачам той или иной конкретной науки. Так, еще совсем недавно можно было встретить массу статей на тему «Философские вопросы геологии» (физики, химии, биологии и т. д.). Сейчас эту роль взяла на себя методология.
В геологии период острой необходимости рефлексии, осмысления всего накопленного научного багажа и важности понимания законов ее развития наступил сравнительно недавно — 10—15 лет назад. Об этом свидетельствует появление методологических статей и монографий, сборников. Среди них следует назвать работы И.В. Крутя, В.И. Драгунова с соавторами, И.П. Шарапова, В.В. Грузы, Ю. А. Косыгина, И.В. Назарова, А.А. Трофимука с соавторами, Б.М. Чикова, а также коллективную монографию «Методы теоретической геологии» под редакцией И.И. Абрамовича. В различных регионах страны формируются самостоятельные методологические центры: в Хабаровске (под руководством Ю.А. Косыгина), Новосибирске (под руководством А.А. Трофимука, Ю.А. Воронина), Киеве (А.С. Поваренных, В.И. Онищенко), Москве (В.Е. Хайн, А.Н. Дмитриевский, И.В. Круть), Санкт-Петербурге (И.И. Абрамович, В.И. Васильев, В.В. Груза, В.И. Драгунов, Г.А. Жуков) и др.
В каждом из этих центров издаются методологические сборники. Наиболее интересными представляются следующие: «Пути познания Земли», «Методология геологических исследований», «Вопросы методологии в геологических науках», «Методология геологических наук», «Методология и теория в геологии», «Методологические и философские проблемы геологии», «Вопросы методологии нефтегазовой геологии» и др.
В Институте геологии и геофизики СО АН России стало уже традицией проведение методологических семинаров всесоюзного масштаба, посвященных тем или иным разделам геологии: литологии, нефтяной геологии; седиментационной цикличности и нефтегазоносности, идее развития в геологии с обязательной публикацией трудов этих форумов.
На современном этапе своего развития геология испытывает острую необходимость в философско-методологическом осмыслении накопленных знаний, понимании законов ее функционирования и предвидении путей развития. Идет явный процесс логизации, методологизации геологии.
Главная роль методологии на данном уровне развития геологии, на наш взгляд, — ориентирующая и верификационная. Последняя важна в связи с тем, что в геологии, в том числе нефтяной, существует и уживается множество гипотез, нередко исключающих друг друга. За этими гипотезами стоят направления, школы, институты и многочисленные соперничающие коллективы исследователей. Безусловно, важны и две другие (из числа основных) функции: организационная и эвристическая. Наличие конкурирующих школ, давление одной школы на остальные, отставание отечественной науки и другие негативные явления и процессы в геологии, тормозящие ее развитие, связаны со слабо осознанным использованием организационной функции методологии в геологии.
И.П. Шарапов в монографии «Логический анализ некоторых проблем геологии» совершенно справедливо писал, что «дальнейшее развитие геологии невозможно без логики и методологии, на базе которых образовалась метанаука».
На современном этапе развития геологии и составляющих ее наук методология должна играть прежде всего роль не только «компаса>>, но и современных сложных «навигационных приборов», определяя безошибочно пути движения и развития науки, отбрасывая ложные и ошибочные гипотезы и направления, организуя и координируя науку как целостную систему получения знания.
В тезисах ЦК КПСС к XIX Всесоюзной партийной конференции отмечается, что и «общество подошло к такому рубежу, когда требуется существенный прорыв на всех направлениях естественных, технических и общественных наук».
Одной из главных составляющих и обеспечивающих этот необходимый прорыв, по глубокому убеждению автора, является методологизация науки наряду с коренным усилением ее материально-технического обеспечения.