Эти вопросы весьма слабо разработаны даже в специальной методологической литературе. В то же время без понимания хотя бы в общих чертах структуры и функций методологии как науки трудно говорить о ее эффективном использовании в решении вопросов получения знания в конкретных науках.
Основными составными частями («морфемами», «ингредиентами») методологии, на наш взгляд, являются принципы, правила и законы познания (рис. 1). В соответствии с принципами и спецификой науки разрабатываются и правила получения нового знания, проверки его истинности, хранения и трансляции.
Все в конечном счете ориентировано на раскрытие законов природы и формулирования их на языке науки.
Структура и функции, как известно, связаны между собой. Поэтому в соответствии со структурой методологии основные ее функции следующие (рис. 2):
ориентирующая (на получение нового научного знания),
верификационная (оценочная),
организационная (часто классификационная) и
эвристическая.
Сущность организационной и прогностической (или организационно-прогностической) функций методологии состоит в том, чтобы во все расширяющемся множестве методов получения знания не только выявить единство (единство в многообразии), но и способствовать интеграции знания, интеграции наук.
Кроме того, истинная методология неизбежно расширяет кругозор исследователя, поднимает его над простым множеством, набором фактов, дает ему возможность «предугадать тенденцию и направление развития, заглянув в будущее». Методология выполняет в данном случае роль «повивальной бабки», способствуя рождению нового знания, новых наук и направлений.
Повышенный интерес представителей науки к методологическим проблемам вызван интенсивной дифференциацией знания и способов его получения. Без надежных методологических опор нетрудно утонуть в бурном потоке приращения знания. И первым явным признаком приближающейся опасности можно считать обособление научных языков, когда специалисты перестают понимать язык «соседей», исследующих тот же объект. Непонимание возникает и вследствие «концептуальной разобщенности» исследователей, так как «действительность в процессе познания воспроизводится на основе определенных гносеологических концепций, которые выступают в качестве исходных теоретических предпосылок».
И, наконец, верификационная функция методологии — оценка, проверка истинности, научности знания. Оценить значение новых данных, вписать их в систему невозможно без действенных методологических критериев ранжирования знания.