Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Строительная теплофизика
Прочность сплавов
Основания и фундаменты
Осадочные породы
Прочность дорог
Минералогия глин
Краны башенные
Справочник токаря
Цементный бетон




13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017


13.07.2017





Яндекс.Метрика
         » » Методология, ее объект, предмет и цель нефтяной литмологии

Методология, ее объект, предмет и цель нефтяной литмологии

16.10.2017

Методологические вопросы нефтяной литмологии неотделимы от методологических проблем и вопросов как геологии нефти, так и литмологии, равно как и общей геологии. Однако методологическая база этих наук разработана весьма слабо. Лишь в последнее десятилетие методологические вопросы геологии, в том числе и геологии нефти, стали объектом пристального внимания исследователей.
Объективной причиной данной ситуации является то, что методология как самостоятельное научное направление выделилась совсем недавно из логики ii философии. Определения методологии нет даже в «Логическом словаре-справочнике» Н.П. Кондакова. В «Философском словаре» (ФС) дается два определения методологии: 1) «совокупность» приемов исследования в какой-либо науке и 2) «учение о методе научного познания и преобразования мира» .
В «Советском энциклопедическом словаре» (СЭС) она определяется как «учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» и как «учение о принципах построения, формах и способах научного познания». В книге «Логический анализ некоторых проблем геологии» И.П. Шарапов методологию определяет как самостоятельную науку, которая «исследует способы создания и проверки научного знания».
Представляется конструктивным прием определения любой науки (в том числе и методологии) через объект, предмет (или предметы) и цель исследования. Объектом методологии является научное знание, предметами — принципы, правила и законы его получения, проверки истинности, хранения и трансляции. Цель — выявление и формулирование наиболее общих законов получения истинного знания и построения теорий той или иной науки. Мы акцентируем внимание на хранении и трансляции нового знания, так как данные функциональные аспекты методологии нередко остаются вне поля зрения методологов. Это видно из приведенных выше определений. В то же время без научно организованного хранения и передачи полученного нового знания не может быть быстрого, эффективного его приращения. Одна из расхожих формул геологов — проще сделать самому заново, чем найти результат уже кем-то сделанного (описания, опыта и т. д.).
Исходя из изложенного, можно дать следующее определение.
Методология — это наука о принципах, правилах и законах получения, проверки истинности, хранения и трансляции научного знания с целью открытия и формулирования наиболее общих его законов, построения теории той или иной науки.
Научное знание — это система понятий и построенных на их основе суждений и умозаключений. Знание создается путем познания. «Научное знание является действительно научным, когда в процессе его создания применяются законы научно-исследовательской деятельности» . Наука по существу состоит из знания и познания.
Использованные выше термины «понятие», «суждение» и «умозаключение» являются названиями соответствующих разделов формальной логики и в особых пояснениях не нуждаются. Можно лишь отметить, что в процессе познания понятия связываются в логические цепи, структуры посредством суждений и умозаключений.
Суждение, как известно, выражает в логической форме связи и зависимости между предметами и явлениями в природе и обществе. Умозаключение, как высшая форма логического отражения в познавательном процессе, представляет собой операции с суждениями.
Знание делится на научное и ненаучное (бытовое). Первое — на теоретическое и эмпирическое. Конечная цель любой науки — получение теоретического знания, раскрытие законов природы (объекта исследования) и формулирования их на языке науки. Получение знания, проверка на истинность весьма затруднительны (если вообще возможны) без его организации. Роль организатора знания во многих науках (в том числе геологии) выполняют классификации. Именно поэтому вопрос о классификациях специально рассматривается в данной работе.
В определении методологии использованы термины «закон» и «принцип». Существует множество (десятки) определений закона. Очень часто закон определяется через структуру или даже идентифицируется с ней. Наибольший «удельный вес» в определении закона имеют понятия всеобщности, необходимости, инвариантности и связи.
Используя эти узловые («фокальные») точки (тетраду), можно дать следующее определение закона (почти идентичное определению И.П. Шарапова): законэто всеобщая, необходимая и инвариантная связь явлений, предметов, процессов, свойств материальных объектов.
Закономерность в отличие от закона — это необходимая и инвариантная (но не всеобщая) связь явлений (предметов, процессов, свойств материальных объектов).
Правило — это закономерность с исключениями (закономерность в узкой, «зажатой» ограничениями области).
Принцип — это основополагающее «первоначальное, основное положение, исходный пункт какой-либо теории, концепции» .
Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» подчеркивал несколько иную мысль, утверждая, что принципы — не исходный, а заключительный пункт исследования; эти принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны, лишь поскольку они соответствуют природе и истории.
Противоречие между цитатой из логического словаря-справочника Н.П. Кондакова и данной кажущееся, диалектическое. Абстрагированный и сформулированный принцип как финал, заключительный акт (итог) исследования становится исходным, начальным пунктом (фундаментом, опорой) новых исследований.
«В уме человека, — как отмечал Г.В. Плеханов, — нет врожденных идей, принципов, понятий. Идеи и принципы возникают из опыта».
«Принципы — это обобщенные опытные факты» и знание принципов, как утверждал еще Гельвеций, легко возмещает незнание некоторых фактов.
«Принципом называется основная идея, служащая началом или базисом для какого-либо рассуждения. Говоря образно, это неподвижная точка, к которой прикрепляется первое кольцо цепи. Принцип должен быть очевидным; чтобы сделать его понятным, достаточно лишь осветить или пояснить его. Он подобен аксиомам математики. Их не доказывают прямо, доказывают, что их невозможно отвергнуть, не впадая в нелепость» .
Иными словами, принцип — это концентрация, сгусток многократно повторенного опыта (реального или мысленного, практического или теоретического), выраженного в одном предложении, в одном имени. Если методология — это компас науки, то принципы — это верстовые столбы и указатели направления к цели познания.
В качестве научного принципа может выступать закон. В настоящей работе широко используются принципы как важнейший структурный элемент методологии — один из основных ее инструментов.